fbpx

Стерео истерика. Взгляд скептика.

stereohall.jpg

Итак, Стерео 3D. Индустрия почувствовала новую «фишку», на которой можно отлично заработать и маркетинговая машина запыхтела в полную силу. Не беда, что контента пока мало, есть конвертация,  DreamWorks выпускает свои новые фильмы в стерео. Pixar и Disney не отстают. Трехмерные пакеты адаптируют свои соответствующие инструменты под рендеринг анимации «для двух глаз». Индустрия композитинга ломает голову на оптимизацией удвоенного объема данных. Поставщики оборудования срочно выбрасывают на рынок сырые модели стереокамер. Производители очков обогащаются ежесекундно.
Стремительно формируется не только новая технология, но и новая культура. В срочном порядке созываются семинары и мастерклассы на стерео-тему. Делаются оптимистические прогнозы о возрастании доли стереокино в общем объеме кинорынка. Суматошно формируются новые законы монтажа. Кругом растут 4D-аттракционы, где люди в очках весело плачут и хохочут в вибрирующих креслах. Индустрия подбадривает сама себя и, конечно,  зрителя. Ведь стерео — это отличный повод загнать обратно в кино тех, кто некоторое время назад перестал туда ходить, сконструировав у себя дома напротив дивана домашний кинотеатр. Стерео призвано согнать зрителей с диванов, хотя бы на пару лет, пока не утихнет весь этот ажиотаж. Стерео — это новые огромные деньги, причем заработают на этом, похоже все, ведь платит зритель.

Если стряхнуть наваждение стерео-истерии, то можно вспомнить, что киноиндустрия уже проходила путь экспериментов с правым и левым глазом. В Голливуде занимались этим еще в пятидесятые годы прошлого века, а в Москве на Калининском проспекте в 1967 году был открыт стереозал в кинотеатре Октябрь (том самом), в котором показывали крепкий отечественный стерео-боевик «Таинственный монах». Просмотр был в очках, стереоэффекты были на высоте, сам ходил и помню как с восторгом уворачивался от поливальной машины. Главным недостатком стереокино прошлого века была аналоговая уязвимость. Съемка на две пленки, необходимость использования двух проекторов для показа этих пленок, постоянные проблемы синхронизации. В случае обрыва одной из пленок требовалось аккуратное разрезание и склеивание обеих пленок. Ошибка в кадр могла загубить весь эффект. А киномеханики, как известно, не самые аккуратные и трезвые люди. С приходом цифры, стерео получило фантастические возможности. Синхронизация перестала быть проблемой. 3D-анимация рендерится заменой одной камеры на две. Почти все видеокарты поддерживают вывод двух сигналов. Время стерео пришло технологически.
Однако неплохо бы посмотреть не только на достоинства, но и на недостатки новой технологии. Главное достоинство — это, как было сказано выше, возможность заработать. К числу новых креативных возможностей можно отнести возможность воздействовать на зрителя еще через один канал восприятия реальности, через глубину. Воздействовать напрямую, физиологически. Зритель будет бодро уворачиваться от летящих камней и брызг и азартно тянуть лапки в сторону милых зверушек на экране. Хотя такие эффекты уже признаны многими критиками вульгарными и дешевыми, и те, кто делает «большое кино», а не аттракционы, стараются соблюдать меру в отношении заигрывания со зрителем. Более тонкой возможностью является игра со стереобазой. Можно заставить зрителя почувствовать себя ничтожной букашкой, взирающей на гигантский мир вокруг, сдвинув глаза(камеры) в кучу. Либо можно раздвинуть глаза пошире, давая зрителю (с устойчивой психикой) возможность побыть гигантским монстром, взирающим на ничтожных букашек. Съемка декораций с разной стереобазой дает крайне эффективную возможность обманывать зрителя относительно их размера. Работа с глубиной кадра, и выстраивание кадра вглубь, дают новую степень творческой свободы.
Однако за все приходится платить, и похоже стерео накладывает не меньше ограничений (в первую очередь творческих), чем дает возможностей. Вы не можете быстро двигать камеру, как вы привыкли на съемке видеоклипов, все ваши панорамы должны быть плавными. Забудьте про нормальные отъезды и подъезды. Вы не можете склеить два кадра, стыкующиеся по всем закона монтажа, если они не согласованы по глубине. Забудьте про вертикальные вращения камеры. Если вдруг в вашем кадре случайно появляется объект, который выходит за рамки уже существующей глубины этого кадра, он мгновенно разрушает весь присутствующий стереоэффект. Вы не можете просто пересчитать вашу существующую анимацию, заменив одну камеру на две, зритель не переживет скачков глубины. Все ваши текстуры нуждаются в редактировании, ведь светопоглощающие стерео-очки накладывают ограничение на «темность» сцен и материалов, некоторые мрачные сцены просто не будут восприниматься в стерео. Что делать с глубиной резкости? Просчитать/cнять ее в кадре, или обойтись без нее, полагаясь на то, что зрительский глаз сам физиологически создаст ее в процессе просмотра стерео-кадра? Как быть с просмотром материала, ведь невидимые стерео-огрехи, незаметные на мониторе или в просмотровой комнате, могут вырасти до серьезных проблем на большом экране.

Не являются ли все эти технологические ограничения, ограничениями творческой свободы? Не придется ли творить со связанными руками? Время наверное покажет, но я не удивлюсь, если через три-четыре года, выходя из кинотеатра и потирая красные глазки, вы скажете: «а не посмотреть ли мне пару старых добрых плоских фильмов с безумным монтажом и шустрой камерой?».

Copyright Ptits. Написано в 2008.

  ||   CG EVENT 2010, old_events